Реформа долевого строительства не прошла мимо бизнес- и премиум-сегментов: за первые 9 месяцев этого года в Петербурге ввели в эксплуатацию на 37% меньше квадратных метров, чем за аналогичный период прошлого года. По данным экспертов компании Colliers International, основная причина – переход отрасли на проектное финансирование.
С января по сентябрь 2019 г. на рынок было выведено 112 тыс. кв. м жилья бизнес- и премиум-класса (старт продаж). Превалирующий объем предложения – 61% составили новые очереди в уже реализующихся комплексах: Golden City (Glorax Development), Magnifika Residence (Bonava) и «Морская набережная» («Группа ЛСР»).
По словам Елизаветы Конвей, директора департамента жилой недвижимости Colliers International, выжидательная позиция девелоперов – реакция на внешние изменения рынка.
«Идет активная перестройка финансовых моделей, тестирование банковских механизмов, найм новых сотрудников. На это нужно время – не месяц и не квартал. Высокие сегменты – «бизнес» и «премиум» острее реагируют на изменения, так как в адаптационный период в меньшей степени перетягивают спрос из соседних классов. У «масс-маркета» и «комфорта» более управляемые модели – ритмичные продажи в них обеспечиваются постоянным спросом на продукт. Большая стабильность характерна также для «элиты». Мы ожидаем, что динамика ввода новых проектов в «бизнесе» и «премиуме» выровняется, станет более плавной и поступательной в течение 2020 года», – добавляет Елизавета Конвей.
По результатам девяти месяцев 2019 г. общий объем спроса на первичном рынке жилья бизнес- и премиум-класса составил 237 тыс. кв. м, при этом на период с июля по сентябрь пришлось 27% покупок (65 тыс. кв. м, или 900 квартир).
По мнению экспертов, уменьшение объема продаж в третьем квартале 2019 г. по сравнению с первыми двумя обусловлено сокращением нового предложения на рынке.
При этом в сравнении с третьим кварталом 2018 г. показатель остался на том же уровне – поддержке спроса способствовало улучшение ипотечных условий у ряда банков, которое последовало за снижением до 7% ключевой ставки ЦБ РФ.
За календарный год средневзвешенная стоимость одного квадратного метра в экспозиции в проектах бизнес-класса увеличилась на 3%, составив 166 тысяч рублей.
В «премиуме» показатель увеличился на 11%, достигнув в абсолютном выражении 220 тысяч рублей за квадратный метр. Основной причиной повышения индикатора стало изменение стоимости объектов на старте продаж в связи с переходом девелоперов на проектное финансирование.
На рост цен в «премиуме» оказало влияние также вымывание лотов на фоне сократившегося нового предложения. На сегодня в премиум-классе в экспозиции находится чуть более 200 тыс. кв. м жилья.
Согласно прогнозам Colliers International, до конца года в классах «бизнес» и «премиум» застройщики планируют ввести еще 222 тыс. кв. м.
Читайте также
Страх как драйвер рынка: жилье бизнес- и премиум-класса скупили, опасаясь повышения цен
Квартира на острове: где находится самое дорогое в Петербурге жилье
Дата публикации 23 октября 2019