«Застройщики не сильно озадачены качеством и инфраструктурой проектов»

Руководитель рабочей группы по разработке российской системы сертификации зданий Green Zoom Вера Бурцева в интервью порталу Новострой-СПб рассказала о том, какое внимание застройщики сейчас уделяют улучшению энергоэффективности своих проектов, почему современные новостройки зачастую не соответствуют ожиданиям покупателей и как можно сформировать добрососедские отношения даже в огромных жилых комплексах на тысячи квартир.

В последнее время об энергоэффективности новостроек рассуждают все чаще. Почему это важно? Какое значение имеет, где жить — в доме класса А или А+?

На мой взгляд, пристальное внимание к вопросам энергоэффективности — лишь часть большой трансформации рынка, которую мы наблюдаем сегодня. Потребитель становится более требовательным, щепетильным в вопросах качества, и теперь ему отнюдь недостаточно четырех стен с базовыми жилыми функциями. Он много путешествует, видит, как и что строят в Германии, Швеции, США, и понимает, что больше не согласен довольствоваться малым. «Умные» системы постепенно завоевывают рынок, в том числе и недорогой недвижимости. Помимо ставших обязательными систем видеонаблюдения и контроля доступа, здесь начинают активно применяться, например, интеллектуальный свет, датчики движения и присутствия, дистанционное управление системами жизнеобеспечения с мобильного телефона и так далее.

Если говорить об энергоэффективности, то сегодня это уже характеристика must have для любого уважающего себя объекта. Услуги ЖКХ все время дорожают, и само собой клиенты создают спрос на системы оптимального энергоснабжения. Это, в свою очередь, подталкивает застройщиков находить возможности для интеграции в проект правильных энергоэффективных решений.

Являются ли системы сертификации неким гарантом энергоэффективности объекта? 

Многие застройщики сегодня, чтобы официально подтвердить клиенту «серьезность своих намерений» с точки зрения энергоэффективности, стремятся получить «зеленые» сертификаты на свои проекты. И сейчас это не просто рекламный ход — наличие у дома сертификата Green Zoom, LEED или BREEAM подтверждает то, что застройщик на своих реально существующих объектах доказал потребителю, что, например, в его доме стоимость коммунальных услуг в среднем на 15–20% ниже, чем у аналогичного дома, но без энергоэффективных решений. Подчеркну, что если раньше тема энергоэффективности у большинства застройщиков вызывала скептическую ухмылку, сегодня они понимают, что это отнюдь не избыточная опция, а реалия рынка. Застройщик без энергоэффективных решений — как ритейлер без онлайн-сервиса. Долго не протянет.

При этом важно понимать, что настоящая энергоэффективность — это всегда комплексная история. Можно поставить в каждую квартиру качественные радиаторы с возможностью регулировки температуры, но если герметичность окон оставляет желать лучшего, все тепло уйдет наружу, и придется увеличивать, а не оптимизировать использование тепла, выворачивая регуляторы на максимум. Главное отличие объектов, сертифицированных по российской системе энергоэффективности Green Zoom, заключается как раз в комплексности подхода. Решения создают совокупный эффект, «учитывают» друг друга, и тем самым достигается экономия ресурсов и эксплуатационных затрат. Девелопер получает подтверждение эффективности выбранных решений посредством энергомоделирования — процедуры, которая позволяет еще на стадии проекта или строительства объекта оценить ресурсопотребление здания за год, понять, где можно снизить потребление энергии или воды за счет применения эффективного решения. Это в итоге позволяет рассчитать адекватное потребление ресурсов не только на дом, но и на отдельную квартиру.

Многие ли застройщики уделяют внимание этому вопросу? И насколько они продвинулись по сравнению с европейскими специалистами, которые много работают над грамотным и эффективным потреблением ресурсов?

Вы верно заметили — в Европе и Америке уделяют большое внимание грамотному и эффективному потреблению ресурсов. Для Запада это уже давно стало нормой и образом жизни. В России ситуация несколько иная, прежде всего, в силу того, что наша страна богата ресурсами и большинство думает, что нам совершенно ни к чему экономить. Отчасти поэтому энергоэффективное строительство в России развивалось достаточно медленными темпами. Законодателями мод здесь, кстати, были именно иностранные компании, для которых наличие энергоэффективных систем в проекте — обязательное корпоративное требование.

В последние три года ситуация начала меняться, благодаря тому, что покупатели стали предъявлять более строгие требования к объектам недвижимости. Для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе и удовлетворить потребительский спрос, нужно было идти в ногу со временем. Так родился спрос на «зеленые» стандарты, в том числе и российский стандарт Green Zoom, работать с которым очень просто в силу того, что он адаптирован под российские строительные стандарты, СНИПы. Сегодня в России 32 объекта, сертифицированных по данной системе, и это количество продолжает расти, так как на рынке сейчас есть спрос, да и стратегии развития многих российских компаний дополняются включением элементов устойчивого развития.

Что, помимо энергоэффективности, должны учитывать девелоперы, которые хотят соответствовать тренду устойчивого строительства?

В первую очередь они должны думать о комфорте своих покупателей, а не просто строить «коробки» на продажу. Устойчивое развитие подразумевает не только внедрение энергоэффективных и водоэффективных решений, но и компонентов, способных создать комфорт в общественном пространстве — на детской площадке или во дворе дома.

Для этих целей мы, кстати, создали отдельный инструмент — стандарт для комплексного и устойчивого развития территорий Green Zoom City. Он позволяет охватить сразу все компоненты в рамках проекта — социальный, экологический и энергоэффективный. То есть фактически для девелопера собран сборник рекомендаций о том, как сделать свои объекты и свою территорию максимально комфортными и эффективными для клиента. Застройщику остается только выбрать необходимые и внедрить их в свой проект.

Какие новостройки Санкт-Петербурга и Ленобласти вы можете отметить, как наиболее «экологичные»?

Если говорить о жилых проектах, то в соответствии с нашей классификацией самыми энергоэффективными и экологичными объектами являются ЖК «Триумф Парк» (сертификат Green Zoom Золотой), Skandi Klubb (Green Zoom Платиновый), Ultra City (Green Zoom Золотой), Green City (Green Zoom Золотой), Neva Haus (Green Zoom Золотой). Также есть ряд объектов, имеющих серебряные и бронзовые сертификаты.

Недавно заработал ваш проект «Школа горожанина». Расскажите о нем подробнее — что это такое, зачем и для кого?

На сегодняшний день на рынке недвижимости ведется очень много разговоров о том, что современные жилые комплексы, строящиеся на рынке, не отвечают заявленным изначально требованиям, не обладают комфортными условиями для проживания жителей, и особенно это касается домов массового сегмента. То есть девелоперы не сильно озадачены качеством и инфраструктурой проекта, тем, что в действительности хотят покупатели: девелоперы много обещают, мало реализуют, а их основная миссия звучит так — «построить, чтобы побыстрее продать».

Как показывают исследования общественного мнения и практика жизни, зачастую девелопер и горожанин попросту не слышат друг друга, а девелопер не учитывает предпочтения покупателей в полном объеме. Конструктивный диалог между ними — залог реализации настоящих желаний горожанина, а не только амбиций современного девелопера и ключ к созданию «счастливых» и нужных проектов для жизни. Для того, чтобы обеспечить данный конструктивный диалог, и была создана «Школа горожанина».

Проект преследует две ключевые идеи — с одной стороны, учит девелоперов внедрять в свои ЖК востребованные будущими жильцами решения, благодаря которым жильцы уверенно предпочтут конкретный проект любому другому. A конечному пользователю «Школа горожанина» прививает навыки правильного совместного использования инфраструктуры дома — через социальные активности и вовлечение.

Узнать, где расположен ближайший строительный магазин, проголосовать за открытие в подъезде небольшой пекарни, инициировать возведение во дворе дома специальной творческой стены, на которой подростки станут упражняться в граффити — «Школа горожанина» создает ту самую методологию сотрудничества девелопера, потребителя и управляющего, которой пока не было на российском рынке, но которая шаг за шагом приближает резидентов к тому образу дома, который обычно декларируется девелопером на самом старте.

Это коммерческий проект? Жители будут платить за эту «школу»?

Этот проект девелопер объекта может реализовать в рамках сертификации по стандарту Green Zoom City. Жители за него платить не будут, так как данный проект реализуется застройщиком, а житель уже будет пользоваться полученными результатами.

Есть ли уже реализованные кейсы или договоренности с какими-то проектами Санкт-Петербурга и Ленобласти?

На данный момент в Петербурге первым объектом, который пройдет сертификацию по данном стандарту, а также будет развивать у себя «Школу горожанина», станет объект компании Bonava — ЖК Magnifika, этот застройщик относится к числу наиболее известных в Петербурге компаний, девелопер строит свои жилые комплексы по принципам устойчивого развития. Также сейчас мы ведем переговоры с несколькими другими крупными застройщиками о сертификации их объектов и реализации на базе этих активов «Школы горожанина».

Реально ли выстроить добрососедские отношения в огромных жилых комплексах на тысячи квартир?

Конечно, говорить о 100%-ном охвате не приходится, так как все люди разные и у всех существуют разные потребности и интересы, кому-то хочется общаться, а кому-то нет. Задача проекта — не сколько выстроить добрососедские отношения, сколько создать для жителей все условия для жизни и отдыха в рамках одного жилого комплекса или дома. Мы все ценим свое время, но нам хочется не только отдыхать, но и заниматься спортом, находиться на природе или играть с детьми на оборудованной площадке, и, конечно, хочется иметь это все под рукой.

Что необходимо для выстраивания добрососедских отношений и почему это важно?

В первую очередь необходимо понимание того, чего хочется жителям, какие у них потребности и интересы. Для этого стоит провести исследования, и уже на основе них создать определенную программу по формированию групп по интересам внутри жилого комплекса. Чем больше будет интересных вариантов взаимодействия, тем больше разноформатных групп может появиться, а жизнь в комплексе будет гораздо активнее и насыщеннее. Также нельзя забывать и о тех, кто хочет проводить время в уединении. Для таких людей должны быть созданы отдельные варианты досуга и оборудованы определенные зоны для отдыха. Выстраиванию добрососедских отношений способствует то, что люди проводят время наедине или друг с другом с удовольствием и себе на пользу, но никак не наоборот.

Читайте также

«Люди готовы брать жилье без инфраструктуры и дорог»: почему энергоэффективность пока не волнует покупателей новостроек

«Если вам обещают технологии 21 века по цене масс-маркета, это лишь маркетинговый ход. Отвечать за это девелопер не намерен»

«Люди перестали гнаться за первым попавшимся предложением в черте города»

Превзойти норматив по зелени и примирить пешеходов с машинами: секреты благоустройства от застройщиков

«Город должен быть готов содержать общественные пространства»

Дата публикации 30 июля
Бесплатная рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости
Подписаться
Хотите быть в курсе самых актуальных материалов о новостройках Санкт-Петербурга и Ленобласти?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Популярно на Новострой-СПб

Спецпредложения от застройщиков в августе

Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков