Артем Корзеев, специалист по связям с общественностью ГК СДС, рассказал порталу Novostroy-SPb.ru об уникальных характеристиках клубных домов Петербурга и перспективах данного сегмента жилья в условиях экономической нестабильности.
Артем, что представляют собой жилые комплексы клубного типа? Каковы их отличительные признаки?
Клубные дома – это комплексы с весьма конкретной, точно рассчитанной целевой аудиторией, особой архитектурой и некоторыми обязательными элементами инфраструктуры. То есть это объекты, где застройщик заранее знает, кто именно будет жить в них. Известна социальная группа, уровень дохода собственников и другие параметры.
Как правило, когда девелопер планирует строить дом, он изначально рассчитывает на определенную аудиторию, которой новостройка будет интересна. Так вот в клубных домах эта характеристика выражена ярче, она является основным фактором, который влияет на проект. Не секрет, что в некоторых клубных комплексах купить квартиру вообще можно только с поручительством другого лица, которое уже проживает там. Таким образом идет особый подбор клиентов.
В каком классе жилье представлены клубные дома?
Клубные дома обычно представлены в классе «премиум». Подбор жильцов; особые условия проекта, созданные для одной целевой группы; тщательный подбор места строительства; инфраструктура – во всех этих показателях застройщик пытается достигнуть максимума, чтобы сделать клубный дом местом для самых взыскательных жильцов.
Насколько развит данный сегмент жилья в Петербурге? Как много таких проектов?
Сегмент клубного жилья в классическом его понимании очень узок. Предложение отличается скупостью, что естественно. Насколько мне известно, в Санкт-Петербурге около 25-30 клубных домов. Клубность противоположна массовости, поэтому широкого предложения здесь быть и не может.
На ваш взгляд, нужно ли увеличивать долю клубных домов в структуре предложения? Что сегодня тормозит развитие таких проектов?
Повторюсь, что в клубных домах не может быть широкого предложения априори. Я не думаю, что стоит увеличивать долю такого жилья. Считаю наиболее правильным путь, когда элементы клубности вносятся в проекты различных классов.
Например, наши новостройки объединены общей идеей, которую в той или иной степени разделяют покупатели. Мы работаем по схеме строительных кооперативов, так что, если можно так выразиться, нам положено быть объединенными общими целями, идеями. Также в жилых комплексах оборудуем места общего пользования, чтобы способствовать максимально тесной коммуникации жильцов. Проектируем дома в интересных архитектурных стилях. К примеру, «Румболово-Сити» фактически квартал, который будто вывезли из европейского города. «Молодежный Квартал», наоборот, сохраняет общий архитектурный стиль Санкт-Петербурга, хотя территориально располагается в Ленинградской области.
Кроме того, все наши комплексы имеют индивидуальную, огороженную территорию под видеонаблюдением, которая исключает возможность проникновения нежелательных лиц. Именно этот путь, на мой взгляд, будет являться наиболее верным в современных условиях. Чем лучше отношения между соседями, тем приятнее жить в комплексе. В идеале, мы бы хотели вернуть людям двор, где необязательно запирать входную дверь на замок.
Для клубных домов важен окружающий ландшафт? Где таких проектов не будет точно?
Для всех домов важен окружающий ландшафт. Клубные дома не являются здесь исключением. Как и для всех остальных проектов, наличие рядом парка, водоема будет преимуществом. А вот рядом с промзоной таких домов точно ждать не следует.
В Петербурге и Ленобласти какие районы вы бы назвали наиболее перспективными для развития данного сегмента жилья? Почему?
Центральный и Курортный районы Петербурга и Всеволожский район Ленобласти подходят для строительства жилья подобного формата. У Курортного района и Всеволожского районов есть общие преимущества в части транспортной доступности, хорошей экологии, красивого ландшафта, доступа к водоемам. С историческим центром все еще проще – этот сегмент жилья позиционируется для самых взыскательных покупателей, поэтому расположение географических объектов будет соответствовать вкусам будущих жильцов.
Как я уже отмечал, целевая аудитория и основная идея клубного дома определяются на этапе проектирования. Если мы будем создавать клубный дом для любителей яхтенной марины, которые объединены идей бережного отношения к водным ресурсам, то клубный дом лучше расположить на берегу залива, реки или другого большого водоема. Для тех, кто не может позволить себе выпадать из ритма большого города и ценит возможности жизни в нем, наверняка, понравится дом в центре Петербурга.
Каков портрет покупателя квартиры в клубных домах?
Чаще всего это состоятельные люди среднего возраста, которые являются либо собственниками, либо ведущими топ-менеджерами крупных компаний. Детей либо не имеют, либо отправляют их учиться за границу и живут одни.
Целесообразна ли покупка такой недвижимости в инвестиционных целях? Какими темпами дорожают квартиры в клубных домах?
Недвижимость всегда обладала достаточно высокой ликвидностью. Но дело в том, что цены на такие квартиры очень высокие изначально. Все познается в сравнении, изменения цены будут незначительными для изначально высокого бюджета покупки, что делает бессмысленным инвестирование в этот сегмент жилья. Разница, которая может получиться между покупкой и продажей таких квартир, не будет являться существенной для человека, позволившего себе квартиру в таком доме.
В обычных жилых комплексах и крупных микрорайонах застройщик строит объекты социальной инфраструктуры – детсады, школы, паркинги. Там это необходимо и востребовано. А насколько собственная социальная инфраструктура актуальна для клубных домов?
Инфраструктура, конечно, актуальна. Парковки займут, пожалуй, первое место. Затем следуют общие комнаты, оборудованные как переговорные, сигарные, каминные залы, фитнес-клубы и бассейны, SPA-комплексы. Но именно социальная инфраструктура, в классическом ее понимании, пожалуй, не будет иметь серьезной доли в проекте. Состоятельные люди, как правило, учат своих детей в частных школах и детских садах, в элитных клиниках проходят медицинское обследование. Создавать такую инфраструктуру внутри клубного дома нецелесообразно.
По вашим оценкам, текущая экономическая ситуация в стране как-то повлияет на сегмент клубных домов? Возможна ли корректировка цены, изменение спроса и т.д.
Я не думаю, что трудности в экономики будут иметь какие-либо значительные последствия для данного сегмента жилья, кроме повышения стоимости.
Дело в том, что при текущих проблемах в экономике страдают широкие слои населения. Покупатели квартир в клубных домах относятся, скорее, к категории «элита», а, как известно, это наиболее постоянный социальный слой. В процентном соотношении к остальной части общества она остается стабильной. Возможно, что меняются лица, конкретные представители, но не количество. По этой причине, на мой взгляд, спрос будет оставаться на прежнем уровне.
Изменение цены возможно. Я думаю, что его обязательно стоит ждать. Как правило, при постройке клубных домов используются высококлассные заграничные материалы, расчет за которые осуществляется в иностранной валюте; привлекаются дорогостоящие специалисты, получающие зарплату в долларах или евро. И возросшие издержки девелоперов в связи с девальвацией рубля обязательно будут включены в цену. В этой части сегмент клубных домов развивается по законам рынка.
Дата публикации 22 декабря 2014