Недавно на рынок Москвы вышла компания Setl City – один из крупнейших застройщиков в стране. Теперь о намерении освоить московский рынок недвижимости заявила LEGENDA Intelligent Development, компания планирует вывести на рынок smart-проекты и пока подбирает площадки под строительство. Новострой-СПб выяснил у экспертов рынка, чем обусловлен выход петербургских застройщиков на столичный рынок, справятся ли они с конкуренцией, где и в каком сегменте будут строить.
Андрей Кугий, коммерческий директор Glorax Development
Выход петербургских застройщиков на рынок Москвы в первую очередь обусловлен желанием расширить сферу деятельности. Рынок Москвы является самым емким в стране и имеет наиболее высокую маржинальность.
С программой реновации жилья в Москве интерес застройщиков Санкт-Петербурга напрямую не связан. Более того, наличие этой программы может рассматриваться как в плюс, так и в минус для выхода на рынок. Большим преимуществом может стать участие в программе реновации. Из отрицательных сторон для новых игроков – значительный рост предложения на рынке жилья, которым будет сопровождаться реализация программы.
Петербуржские девелоперы однозначно выдержат конкуренцию. В Санкт-Петербурге в течение длительного времени была и есть на порядок более жесткая конкуренция за покупателя, чем в Москве. Наглядно это видно из среднегодовых объемов ввода жилья. В Северной столице за последние 5 лет ежегодно вводилось порядка 3 миллионов кв. м., то есть примерно 0,6 кв. м. на одного жителя. В Москве этот показатель был 3-3,5 млн., но уже на 12 млн. жителей, то есть 0,25-0,3 кв. м. на человека. Более того, фактический опыт уже вышедших на рынок Москвы девелоперов показывает, что они вполне успешны. Что касается того, куда они выйдут, будет ли это рынок Москвы в пределах МКАД, Новой Москвы или области, то все зависит от привлекательности конкретных площадок, продукта, который планируется там создать и, в конечном итоге, экономической эффективности.
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»
Петербургские застройщики давно осуществляют экспансию в московском регионе, на федеральном рынке и делают это более чем убедительно. Из петербургских застройщиков никто не намерен сидеть и бояться. Нам приятно видеть успехи наших коллег. Любой успешный опыт может транслироваться в разные федеральные округа. Мы единая страна, у нас нет непреодолимых различий, но есть некоторые особенности. Петербургский рынок более рациональный, здесь люди привыкли, что в процессе конкуренции застройщики сравнивают реальные параметры своих объектов, а не эмоциональные образы, что довольно широко практикуется в Москве. Московская реклама, как правило, менее сдержанна, чем петербургская.
Если у компании есть конкретные намерения и зрелые бизнес-идеи, то выход новых девелоперов на рынок всегда возможен. Конечно, на новом для компании рынке нужно рассчитывать на свои силы, как минимум до 50% готовности объекта. В кризисные времена дольщики обращают огромное внимание на опыт застройщика и известность марки. На первый план выходит критерий надежности. Новый игрок на рынке с новой командой будет вызывать настороженное отношение. В то же время всегда есть рискованные, авантюрного склада люди, которые покупают, не взирая ни на что. Выстроить продажи и обеспечить приток средств дольщиков новому игроку на начальных этапах строительства вряд ли удастся. Если же девелопер на рынке обладает достаточным количеством собственных средств или у него есть доступ к дешевым кредитным ресурсам, то почему нет.
На мой взгляд, программа реновации может оказать существенное влияние на рынок, увеличив объем предложения и тем самым способствовать снижению цен. Но опытная компания, вероятно, просчитает все риски.
Василий Селиванов, основатель и генеральный директор LEGENDA Intelligent Development
Мы не можем говорить за всех петербургских застройщиков, но, по нашему мнению, любая успешная девелоперская компания, которая думает о долгосрочном развитии своего бизнеса, поглядывает на московский рынок или даже уже строит конкретные планы по выходу на него.
Для LEGENDA выход за пределы Петербурга – это уже даже не эксперимент, а практически must have, особенно после того, как компания наработала высокую степень известности по всей России, благодаря своему инновационному, даже революционному, smart-подходу. Мы ведем постоянную экскурсионную деятельность по нашим реализованным объектам smart и premium класса, принимая делегации со всей страны. Мы также уже давно получаем запрос от московского риэлтерского сообщества, жалующегося на отсутствие прогрессивных и нестандартных проектов на рынке массового жилья столицы.
Мы понимаем, что Москва – очень непростой рынок, и его нужно не только удивить чем-то новым, но и вписаться в существующую конъюнктуру, понять и принять все правила игры столичного рынка. Нужна грамотная стратегия, в первую очередь, маркетинговая, чтобы «заход» стал успешным.
Что касается цен, то в Петербурге всегда маржа застройщиков была ниже московской. Отчасти поэтому не все приходы москвичей на петербургский девелоперский рынок были удачными – уровень рентабельности, по всей вероятности, их не слишком удовлетворял. Если говорить о ценах продажи, то и в Петербурге у LEGENDA всегда был на этот счет свой подход и политика. Репутация новаторов и уникальные характеристики наших проектов позволяли не ориентироваться на ценовую политику рынка, а диктовать свои условия, даже в локациях с насыщенным конкурентным окружением. На своем опыте мы доказали: если потребитель понимает ценность того, за что он платит, цена не является основным критерием для решения о покупке.
LEGENDA и в Петербурге, и в любом другом регионе своего появления выбирает только качественные интересные участки в городской локации. Загородный рынок теоретически интересен только с точки зрения реализации какого-либо знакового проекта в сегменте premium. В «поля» мы точно не пойдем, даже если они в Подмосковье.
Наталья Луговская, заместитель председателя правления Холдинга Setl Group
Наш холдинг обладает уникальными навыками и методиками в сфере продаж, позволившими ему стать безусловным лидером первичного рынка в Северо-Западном регионе. Сегодня мы находим для себя перспективным рынок московской недвижимости и рассчитываем войти в число его наиболее активных игроков.
Выход компании Setl Group не связан с участием в программе реновации жилья в Москве.
Мы рассматриваем все возможные сегменты и осуществляем поиск земельных участков под реализацию жилищных проектов в Москве и Подмосковье.
Дата публикации 29 сентября 2017