В рамках дискуссии «Девелопмент в Ленинградской области: курс на переходный период» старшие юристы компании Rightmark Group Александра Петрова и Александра Станиславская рассказали о новом законе 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившем в силу с 1 января 2017 года.
Целью принятия нового закона стало обеспечение достоверности информации, поскольку ранее в Кадастре и Реестре содержались противоречивые сведения. Предполагается, что систематизация информации, сведение всей информации в одном Реестре должна улучшить эту ситуацию. Единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРН) и государственный кадастр недвижимости (ГКН) теперь объединены в Единый государственный реестра недвижимости (ЕГРН).
В ЕГРН теперь добавлен Реестр границ - новый свод сведений, который ранее не существовал в виде отдельной подсистемы. В настоящее время ГКН содержит лишь некоторые сведения о границах. В новом реестре границ будут присутствовать дополнительные сведения о границах лесничеств, охотничьих угодий, лесопарков, игорных зон. Введено новое понятие дежурной кадастровой карты - это вид карт, предназначенный исключительно для использования Росреестром при ведении ЕГРН, в отличие от публичных, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.Установлен новый порядок предоставления документов на регистрацию, сокращен перечень необходимых документов (юрлицам теперь не нужно предоставлять учредительные документы).
Если права возникают на основании акта органа государственной власти или договора с органом государственной власти, то теперь не правообладатель должен подавать документы в Росреестр, а орган государственной власти должен сам направить в Росреестр информацию о том, что у правообладателя возникают права и Росреестр должен оповестить правообладателя о возникновении таких прав.
Осуществлен отказ от выдачи свидетельств о регистрации прав на недвижимость, теперь госрегистрация будет осуществляться единой выпиской из ЕГРН, причем, свидетельство может выдаваться только на бумажном носителе и только в том органе, где находится объект.
Теперь услугу можно получить в электронном виде, не выходя из дома, готовые документы можно получить, воспользовавшись услугой курьерской доставки.
С 1 января 2017 можно сдавать документы на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости в любом офисе приема-выдачи документов, вне зависимости от расположения объекта. Участники дискуссии привели множество практических примеров того, что это положение закона не работает.
Следующая тенденция - это сокращение сроков, которая тоже не работает. Росреестр как раньше не мог осуществить необходимые регистрационные действия в установленный 10-дневный срок, так и сейчас не осуществляет их в более сжатые сроки.
Однако главное - не уменьшение сроков, а то, что определен период начала исчисления этих сроков в зависимости от того, куда подаются документы: в Росреестр (7 рабочих дней) или МФЦ (9 рабочих дней). Раньше сроки исчислялись с момента поступления документов в Росреестр и при подаче через МФЦ период передачи документов из МФЦ в Росреестр и обратно был не определен. Теперь этот срок составляет 2 дня.
Осуществляется переход на электронный документооборот. Однако закон не решает вопроса коллизий и разночтений между сведениями на бумаге и электронных носителях.
Между прочим
Власти получили больше полномочий в регулировании застройки
Дата публикации 28 февраля 2017