До конца 2018-2019 года в Петербурге появится порядка 8 000 апартаментов в составе новых проектов апарт-отелей, что увеличит этот рынок практически в три раза. Такой вывод сделали эксперты международной консалтинговой компании Colliers International на состоявшемся заседании Клуба экспертов элитной недвижимости «Золотой квадрат», посвященному теме «Идеальные апартаменты».
Выбрав тему «Идеальные апартаменты», участники Клуба поставили перед собой задачу - привлечь внимание профессионального сообщества к отсутствию ясных критериев и параметров, которые бы помогли застройщикам сориентироваться в создании востребованного и качественного продукта. Вместе с тем, опыт уже действующих и реализуемых в настоящий момент проектов апартаментов демонстрирует весьма привлекательные перспективы формата как для девелоперов, так и конечных покупателей.
С акцентом на рост
По сравнению с Москвой, где развитие сегмента апартаментов началось более 10 лет и на данный момент около трети новостроек предлагают именно этот формат проживания, в Петербурге доля рынка апартаментов начала расти лишь недавно. Еще пять лет назад слово «апартаменты» вызывало ассоциацию лишь с проектом «Пятый элемент» на Крестовском острове, а доля формата составляла всего 0,5% от общего объема жилья, находящегося в экспозиции. Сегодня в общем объеме первичной жилой недвижимости, находящейся в продаже в черте города, доля апартаментов составляет 2,5%.
Апартаменты: объем предложения | |
---|---|
Показатель | Значение |
Количество проектов в экспозиции: | 26 |
в черте города | 18 |
за городом | 8 |
Общая площадь апартаментов в экспозиции: | 165 000 кв. м |
в черте города | 125 000 кв. м |
за городом | 40 000 кв. м |
Источник: Colliers International
По словам Андрея Косарева, генерального директора Сolliers International в Санкт-Петербурге, с учетом уже выданных разрешений на строительство до конца 2018-2019 года в Петербурге появится порядка 10 новых проектов апартаментов (8 000 юнитов), что увеличит это рынок еще в три раза.
География проектов
По подсчетам экспертов Colliers International, около 27% всех предлагаемых к продаже городских апартаментов расположены в Московском районе, около 18% апартаментов — в Петроградском районе, на третьем месте по объему апартаментов в экспозиции – Центральный район – 16% от общего городского предложения.
Вместе с тем в городе насчитывается порядка 15 интересных локаций для девелопмента апартаментов – зачастую они очень привлекательны с точки зрения транспортной доступности, видовых характеристик и близости к центру города. Формат апартаментов позволяет девелоперам реализовывать проекты в «сером поясе», на территории промышленных предприятий, где сложно перевести назначение земель в жилую категорию, а также в центральных районах города, где регламенты застройки зачастую не позволяют в силу ограниченной социальной инфраструктуры, требований инсоляции и другим нормативам построить качественный жилой дом.
Апарт-отели, комплексы апартаментов, комплексы жилья в формате апартаментов – называться такие проекты могут по-разному, но объединяет их ключевое отличие от классического жилого формата. Это юридическое и градостроительное определение апартаментов как нежилых помещений, проектируемых и построенных с выполнением всех ключевых требований, предъявляемых к гостиницам.
По мнению экспертов Colliers International, сегодня все проекты апартаментов можно разделить на два основных субформата. К первому относятся проекты, позиционирующиеся как жилые комплексы в формате апартаментов, с преобладанием в квартирографии двухкомнатных и трехкомнатных квартир, а также с качественной инфраструктурой для постоянного проживания семьи, в состав которой входят детские сады, центры детского развития, спортивные клубы, фитнес-центры и т.д. Таких проектов пока немного - «Лофт-квартал Docklands» от УК «Докландс» и проект «Дель Арте», которые покупатели рассматривают как альтернативу жилым комплексам. Ко второму субформату относятся апарт-отели, реализуемые и рассматриваемые покупателями как альтернатива гостинице, для сдачи апартаментов в среднесрочную и долгосрочную аренду, которые приобретаются для дальнейшего получения дохода. К такому субформату, который предполагает наличие профессиональной управляющей компании и развитой гостиничной инфраструктуры, можно отнести апарт-отель YE’S от группы компаний «Пионер», продажи в котором завершились в IV квартале 2014 года, проект SALUT! от компании «Союз Инвест Девелопмент», Avenue-apart от компании «БестЪ» и сеть апарт-отелей «Вертикаль» от компании NAI Becar.
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
«С точки зрения разделения на классы, в формате апартаментов можно отметить одну интересную особенность – здесь нет ценового сегмента «эконом». Причиной, на наш взгляд, является, прежде всего, исключительное качество проектов, привлекательные локации и обязательное наличие профессиональной управляющей компании. Если в начале 2015 года рынок апартаментов был достаточно равномерно распределен по классам, то сегодня в экспозиции преобладают объекты бизнес-класса.
Структура апартаментов в экспозиции по классам
Источник: Colliers International
Интересно, что в «элиту» попадают и проекты в ценовом сегменте «делюкс», расположенные в эксклюзивных центральных локациях, где стоимость юнита может достигать миллиарда рублей. При этом мы наблюдаем устойчивый спрос на все классы апартаментов».
За период 201-2014 гг., когда на рынок вышло более 80% всех продаваемых городских апартаментов, темпы продаж на рынке апартаментов составили около 10-25 юнитов в год в проектах «премиум» класса, 40-160 апартаментов – в «бизнес» классе и 250-320 – в проектах класса «комфорт».
Апартаменты: средняя цена предложения | |
---|---|
Показатель | Значение |
Проекты в рамках городской застройки | 78 600 – 1 454 000 руб./кв.м |
Загородные проекты | 149 000 – 292 400 руб./кв.м |
Источник: Colliers International
Портрет покупателя
По итогам проведенного в ходе заседания интерактивного опроса участников экспертам Клуба «Золотой квадрат» удалось определить актуальный портрет покупателя современных апартаментов. Как выяснилось, подавляющее большинство тех, кто приобретает апартаменты в строящихся комплексах, относятся к инвесторам – то есть тем, кто планирует получать доход от сдачи в аренду. В разных проектах доля инвесторов составляет от 70% до 90%, это могут быть как представители бизнеса, так и частные лица, преимущественно петербуржцы, но также встречаются и инвесторы-представители регионов России. При этом возраст инвесторов может составлять от 35 до 80 лет. Интересно, что ряд покупателей в нескольких проектах совершают сделку дистанционно, изучив проект с помощью интернет-сайта и выслав запрос на приобретение апартаментов, соответствующих тем или иным параметрам. Среди проектов, которые привлекают покупателей апартаментов для собственного проживания (в том числе молодыми парами, приобретающими первое жилье), отчетливо выделяются «Лофт-квартал Docklands» и SALUT! благодаря востребованным локациям (Васильевский остров и Московский район соответственно) и запланированной обширной инфраструктуре.
Среди самых привлекательных для покупателей апартаментов факторов абсолютное большинство участников опроса выделили отделку, которая является в проектах данного формата фактически обязательной, локацию, которая, как правило, выгодно отличает апарт-отели от жилых комплексов аналогичного класса, и ценe, являюща.ся сегодня на рынке жилой недвижимости максимально привлекательной. Вместе с тем, такие факторы, как опыт девелопера, использование новейших технологий, наличие подземного паркинга не становятся определяющими при принятии решения о покупке. По мнению экспертов Colliers International, это связано, прежде всего, с высоким процентом покупателей-инвесторов. В то время как для покупателей, планирующих приобрести апартаменты для собственного проживания, эти факторы являются не менее значимыми, чем для покупателей классического жилья. По итогам обсуждения участники заседания пришли к выводу, что в большинстве случаев приобретение апартаментов является коммерческой сделкой с целью получения дохода, причем гарантией этого дохода является соответствующая услуга, которую в обязательном порядке предоставляет управляющая компания в проектах формата «апартаменты».
Читайте также:
Апартаменты в Петербурге как новый формат жилья
Дата публикации 23 ноября 2015