Купить жилье в центре Петербурга может далеко не каждый: слишком дорого. Приобрести квартиру в отдаленном спальном районе или на границе города несравнимо дешевле, но этого уже не каждый захочет. Если вы не намерены бросаться в крайности и ищете возможность поселиться в удачном месте за доступные деньги, обратите внимание на новостройки у метро. Выгоднее всего купить квартиру в том районе, где метро собираются открыть в ближайшем будущем. Только вот можно ли доверять обещаниям «Метростроя»? Не окажется ли через пару лет, что жилой комплекс уже сдан в эксплуатацию, а строительство станции отложено на неопределенный срок?
Вестибюль станции «Звенигородская» открыт в 2009 году
«Метрострой» обещает
По официальным данным ОАО «Метрострой», план развития метро в Петербурге делится на два этапа: с 2011 по 2015 (в это время планируют открыть пять новых станций), и с 2016 по 2020 (намечено запустить еще 13). В ближайшей перспективе власти намерены улучшить транспортную ситуацию в Приморском, Фрунзенском и Адмиралтейском районах. «Первые на очереди в планах развития Петербургского метрополитена – три станции Фрунзенского радиуса: «Южная», «Дунайская» и «Проспект Славы». Сейчас они проходят экспертизу проекта», – рассказывает руководитель отдела продаж O2 Development Елена Беседина.
К 2017-му обещают построить станцию метро «Новокрестовская» рядом со стадионом «Зенит-Арена» на намывных территориях Крестовского острова. До конца 2020-го — проложить новые ветки через западную часть Приморского и Василеостровского районов, а также на юго-западе, в Красносельском, Кировском и частично Московском районах. Все это сулит покупателям широкий выбор квартир у метро, но вызывает у скептиков ироничную улыбку. Еще свежи в памяти воспоминания о том, как в 2010-м петербуржцам пообещали за два года открыть десять новых станций. В итоге построили только две. Так стоит ли ориентироваться на грандиозные планы метростроевцев при поиске новой квартиры?
Планы по строительству метро пересматриваются постоянно. Например, о метро в Кудрово разговоры ведутся уже шесть лет. Или Калининско-Красносельская линия метро, строительство которой было отложено в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Поэтому в районах, где метро только собираются строить, девелоперы предпочитают делать акцент на других моментах. Генеральный директор агентства недвижимости Home Estate Елена Амирова |
Важно, что в результате перекройки планов по развитию метрополитена могут пострадать будущие жильцы и застройщики.
В районе пересечения проспектов Королева и Шуваловского, где сейчас реализуется ЖК «Каменка», строительство станции «Шуваловский проспект» отложено на неопределенный срок. Цены на квартиры здесь, скорее всего, не изменятся, но срок реализации может значительно возрасти. Елена Беседина |
Строительство Фрунзенского радиуса
Метро и цены на новостройки
Классическая динамика стоимости жилья в свете скорого открытия новой станции метро укладывается в следующую схему.
1. С появлением разговоров о том, что в конкретном районе собираются строить метро, рынок заметно оживляется и выдает незначительный и кратковременный рост стоимости квартир.
2. Когда планы по строительству подтверждены официально (оглашены сроки и маршрут новой линии либо точная дата открытия станции), цена «квадрата» может вырасти на 10%.
3. Активный процесс строительства метро, результаты которого уже хорошо заметны, влечет за собой столь же быстрый рост цен. На этом этапе он может составить до 15%.
4. Открытие станции поднимает цены еще на 8-10%, а в последующие полгода рост возможен на 2-3% в месяц.
Но это условный сценарий, на деле все может складываться иначе. К примеру, застройщик начинает возводить жилье, заранее зная об открытии новых станций, и сразу закладывает в цену будущую транспортную доступность. Поэтому по мере готовности дома цены не покажут ощутимых изменений. В любом случае стоит помнить, что квартиры в пешеходной доступности от метро (за ориентир берут обычно 20-30 минут) всегда выше, чем в аналогичных домах в микрорайонах, удаленных от метро. По данным руководителя отдела долевого строительства компании «Городская недвижимость» Светланы Алексеевой, разница может составлять 10-30%. А перспектива скорого открытия новой станции может повысить стартовую стоимость квартиры в будущем доме примерно на 10-20%. Девелоперам осваивать площадки у метро выгодно: квартиры в таких новостройках продаются быстро и приносят хорошую прибыль.
Примерно 90% клиентов при выборе квартиры руководствуются тем, насколько близко она расположена от станции метрополитена. Около 40% покупателей озвучивают этот показатель как наиболее важный для принятия решения. Светлана Алексеева |
В компании «Петербургская недвижимость» зависимость цен от транспортной ситуации оценивают с точки зрения класса проектов. По словам руководителя консалтингового центра Ольги Трошевой, в эконом-классе открытие метро может играть важную роль при ценообразовании, особенно если известно, что это произойдет через год-три. Речь идет в первую очередь об обжитых микрорайонах с плохой транспортной доступностью, таких как удаленные территории Красногвардейского района, Красносельский район, где вообще нет ни одной станции метро. Что касается отдаленных планов на будущее, то цена недвижимости от них не зависит.
Далеко идущие планы по строительству метро никак не влияют на рынок. Открытие станции в ближайшей перспективе может повысить стоимость строящегося жилья на 10%. Тем не менее наибольшее влияние этот факт окажет на новые объекты, которые будут строиться в данной зоне уже после открытия станции метро. Ольга Трошева |
Открытие станций «Международная» и «Бухарестская» повысило интерес покупателей к ЖК «София»
По словам руководителя департамента аналитики «НДВ СПб» Марины Никишовой, открытие новых станций на уже сложившуюся застройку влияет точечно: дорожают дома непосредственно возле метро. В целом же на ситуации в районе открытие метро может никак не отразиться.
Близость к метро в большей степени влияет на стоимость жилья на вторичном рынке. На первичном рынке все-таки существует, помимо близости к метро, много других факторов, оказывающих влияние на стоимость квадратного метра. Это классность объекта, социальная инфраструктура, технические характеристики, системы безопасности, паркинг и так далее. Марина Никишова |
Ближайшие планы
2013: открытие входа на станцию метро «Спасская» (между «Сенной площадью» и «Садовой»)
2015: завершение строительства дополнительного выхода со станции «Спортивная» (Васильевский остров)
2017: открытие станции «Новокрестовская» (Крестовский остров)
2018-й: открытие станции «Улица Савушкина», «Театральная» (Коломна) и «Большой проспект» (Петроградская сторона)
2019-2020: строительство Калининско-Красносельской ветки (от «Обводного канала» до «Юго-Западной») и открытие станций «Боровая», «Заставская», «Путиловская», «Броневая», «Юго-Западная», вестибюля «Обводного канала».
Метро и новые проекты: в каком районе Петербурга присматривать жилье?
Сейчас активное строительство ведется практически во всех районах, где собираются открывать новые станции метро. Больше всего свободных площадок во Фрунзенском районе. Открытие станций «Международная» и «Бухарестская» вызвало резкий рост популярности строящихся здесь объектов, в частности, повысило интерес покупателей к ЖК «София».
По общему мнению аналитиков, позитивным образом планы по развитию метро скажутся на Приморском и Василеостровском районах: повысится интерес к новостройкам, при этом цены кардинально не изменятся. В Приморском районе вблизи проектируемой станции «Яхтенная» совсем скоро начнется реализация крупного проекта, и в компании «Петербургская недвижимость» прогнозируют низкие цены на старте. В целом же в этом районе сегодня около полусотни новостроек, и цены низкими не назовешь. В Василеостровском возводят преимущественно жилые комплексы комфорт- и бизнес-класса, поэтому метро вряд ли ощутимо повлияет на стоимость квартир в новостройках. В Выборгском районе по-прежнему на пике спроса ЖК «Северная долина», в пешеходной доступности от метро «Парнас». Этот район эксперты называют довольно перспективным.
Сложнее всего обходиться без метро на юго-западе Санкт-Петербурга. Несмотря на то что многие дома расположены более чем в километре от ближайших станций, прокладку новых линий отложили в связи с приоритетом строительства «Новокрестовской». При этом эксперты отмечают, что «Новокрестовскую» к намеченному сроку могут и не сдать. Проекта пока нет, и конкурс не проводился. Аналогично складывается ситуация и с «Театральной». На сегодняшний день готовы проекты станций юго-западного направления, получить по ним заключение экспертизы планируют в 2014-2015-м, при этом на строительство одной станции необходимо как минимум четыре года.
Дата публикации 23 августа 2013