Для больших городов всегда актуален вопрос со свободной землей под строительство. В центральных кварталах Петербурга, к примеру, новые жилые комплексы появляются нечасто, и в основном как результат реконструкции старых строений. А активность застройщиков все заметнее смещается в сторону пригородов.
В стремлении реализовать новые проекты и получить прибыль девелоперы используют те площадки, которые пока свободны: осваивают бывшие промышленные зоны, строят на «капустных полях». Север и юг Санкт-Петербурга, с точки зрения нового строительства, развиваются приблизительно по одинаковой схеме: новые проекты сосредоточены в первую очередь в местах, где уже открыты или в будущем будут построены станции метро и железнодорожные платформы. На севере это метро «Парнас», «Удельная», «Проспект Просвещения»; в южной части города – станции «Московская», «Звездная» и «Купчино». Особо ценятся новостройки Петербурга вблизи уже обжитых кварталов; неизменно высок спрос на масштабные, комплексные проекты. Тем не менее для участников рынка первичной недвижимости между севером и югом все же есть некоторая разница.
«Официальная статистика подтверждает, что север города растет немного быстрее юга; именно в окрестностях «Комендантского проспекта», «Парнаса» и «Удельной» в последние годы появилось самое большое количество новостроек»
Сергей Левчук, «СУ-155»
Только на Приморский и Выборгский районы приходится 33% от общего объема рынка новостроек, а это, по данным аналитиков, превышает процентные доли, приходящиеся на другие районы. В последний год активное комплексное строительство жилья продолжалось в окрестностях станции метро «Парнас». С точки зрения экспертов компании «Городская недвижимость», девелоперов эта перспективная территория привлекает внимание наличием свободных земель, покупателей – низкими ценами на квартиры. Здесь реализуется один из самых масштабных проектов первичного рынка, ЖК «Северная долина». Квартиры в новостройках этого проекта изначально пользовались хорошим спросом, потому что продавались с отделкой и недорого. Из семи очередей сегодня уже сданы четыре, и даже открыт один из запланированных на территории микрорайона детских садов.
Вообще северное направление всегда пользовалось большим спросом у покупателей. Популярность северу обеспечивает природа Карельского перешейка и близость Финского залива. Какое-то время назад квартиры в этой части Петербурга были на 20-30% дороже, чем на юге. По данным аналитиков NAI Becar, сейчас разница в цене уже не так заметна. А в компании «СУ-155» говорят, что она составляет не более 4-5% в пользу севера. Что касается перспектив развития, собеседники Novostroy-SPb высказали диаметрально противоположные мнения.
«На сегодняшний день свободных земельных активов на юге города гораздо больше, чем на севере, поэтому в ближайшей перспективе это направление может стать более востребованным»
Полина Яковлева, NAI Becar
«Сейчас преимущества на стороне северной части города. Здесь больше пригодных для комплексного освоения участков земли, лучше транспортная инфраструктура и экологическая обстановка»
Сергей Левчук
Мы не беремся судить, кто прав, а кто ошибается. Читатель может сделать собственные выводы, исходя из краткого анализа ситуации с инфраструктурой, экологией и транспортной доступностью.
О транспорте
На севере и юге сегодня насчитывается приблизительно равное количество станций метро. С момента окончательного запуска в эксплуатацию КАД дорога из одной части города в другую стала занимать меньше времени. Обе части города, несмотря на интенсивный трафик, одинаково удобны для автомобилистов, с точки зрения выезда на КАД и ЗСД. Считается, что тем, у кого нет личного автотранспорта, комфортнее жить на севере, где сеть маршрутов общественного транспорта более разветвленная. Хотя и здесь у экспертов нет единого мнения.
«Дорожная ситуация в Петербурге всегда напряженная, особенно в часы пик, – это естественная проблема любого мегаполиса. Тем не менее доехать до центра города с южных окраин все-таки немного проще и быстрее, чем с северных. Остается надеяться, что этот вопрос будет решен с введением центрального участка ЗСД»
Светлана Алексеева, «Городская недвижимость»
О социальной инфраструктуре
Социальная структура в северных и южных районах Петербурга развита одинаково неоднородно. Гипермаркеты, спортивные центры, торговые комплексы есть как в северных, так и в южных районах. Но при этом часть новых кварталов в полной мере обеспечена образовательными и медицинскими учреждениями, а часть, напротив, испытывает острый дефицит социальных объектов.
В принципе и на юге, и на севере можно найти новостройки недалеко от детских садов, магазинов, школ. А можно ориентироваться на покупку квартиры в жилом комплексе с собственной инфраструктурой. Как, например, в уже упоминавшейся «Северной долине» или в ЖК «Каменка» в Приморском районе, на улице Парашютной, где помимо новостроек будут расположены две школы и четыре детсада.
Об экологии
Учитывая розу ветров, северные районы Петербурга считаются более экологически чистыми. На юге велось основное промышленное строительство в послевоенные годы, и в этой части города сегодня находится больше предприятий, чем на севере, который стал застраиваться значительно позже. Если в северной части и строятся производственные объекты, то расположены они в основном за чертой города. Кроме того, на севере нет таких интенсивных транспортных потоков, как в южной части Петербурга. Хотя с другой стороны, в южной части расположен самый зеленый район города – Красносельский.
Стоит отметить, что в 2012-2013 годах на карте Петербурга наметилась новая точка роста – юго-запад. По данным генерального директора компании «РосСтрой» в составе ГК «СУ-155» Сергея Левчука, Невский район Петербурга и сопредельное с ним Заневское сельское поселение, входящее в состав Ленобласти, уже практически сравнялись с северной оконечностью города по объемам строительства. В ближайшие годы «СУ-155» планирует построить в Янино почти миллион квадратных метров жилья и объектов соцкультбыта. Анонсировали свои планы по реализации здесь масштабных проектов и другие крупные застройщики.
Дата публикации 14 января 2014