Президент ГК "Эталон" Вячеслав Заренков## |
В последнее время игроки рынка недвижимости Санкт-Петербурга часто говорят, что земельных участков под строительство в городе почти не осталось, а строительный потенциал Северной столицы сильно снизился. О том, действительно ли это так, а также об основных проблемах строительной отрасли Novostroy-SPb беседовал с президентом ГК «Эталон» Вячеславом Заренковым.
Многие эксперты говорят, что в Петербурге почти не осталось места под строительство, однако у Вашей компании большие планы на этот год. Расскажите, пожалуйста, о строительном потенциале Северной столицы? Какие районы города и области наиболее перспективны?
Земли в городе достаточно. Пять лет назад специалисты нашей компании провели изучение возможностей строительства в Санкт–Петербурге и подсчитали, что свободных земельных участков хватит еще на 76 млн кв.м жилья. Это без учета вывода промышленных предприятий, на территории которых можно также возвести еще 32 млн кв.м. Если разделить полученные 108 млн «квадратов» на 2,7-3 млн кв.м, сдаваемых в Петербурге ежегодно, то получится, что при сохранении нынешних объемов строители обеспечены участками более, чем на 35 лет.
Сколько объектов компания Эталон планирует построить в этом году?
В этом году в Санкт-Петербурге мы заканчиваем строительство многих ранее начатых жилых проектов. ЖК «Юбилейный Квартал» в Приморском районе, около 600 тысяч кв. м полезной площади, порядка 8 000 квартир. Два последних корпуса (из 13 корпусов) будут сданы во второй половине этого года. ЖК «Орбита» в Калининском районе - 4 жилых корпуса на 2 500 квартир, сейчас строятся 2, 3 и 4 корпуса, в этом году все будут сданы. ЖК бизнес-класса «Престиж» на 26-линии ВО будет введен в эксплуатацию летом 2012 года. ЖК «Этюд» в Невском районе на 344 квартиры будет сдан летом. Всего в этом году в Петербурге мы планирует сдать около 280 тыс.кв.м жилья.
Кроме того, мы начинаем строительство целого ряда новых проектов. Уже открыты продажи в комплексе «Ласточкино гнездо», расположенном в Невском районе на Октябрьской набережной. Комплекс будет состоять из 12 корпусов, его общая площадь составит 241 000 кв. метров. Полностью комплекс будет построен в 2015 году.
Также у компании есть ряд совсем новых проектов в Петербурге: «Царская столица» расположится в самом центре города, «Молодежный» в Невском районе рядом со станцией метро «Пролетарская», «Летний» - недалеко от аэропорта «Пулково», «Галант» - комплекс бизнес-класса в престижном Московском районе. В Москве мы планируем начать строительство двух комплексов - это «Эталон-Сити» и «Летний сад».
Ваша компания строит масштабные проекты, почему именно комплексная застройка?
Мы считаем, что жители наших домов должны быть обеспечены всем необходимым для комфортной жизни в современном городе. Именно поэтому мы строим не просто дома, а возводим целые кварталы со всей необходимой социальной инфраструктурой и благоустройством. Идеальное соотношение жилой недвижимости и сферы обслуживания – 70 к 30. Мы стараемся, чтобы в кварталах помимо школ и детских садов были и кафе, и рестораны, и общественные учреждения.
Более того, проекты комплексной застройки территорий - это своеобразный знак качества, позволить себе вписаться в реализацию таких проектов могут только те застройщики, которые обладают солидными ресурсами как финансовыми, так и производственными.
Кто Ваш покупатель? Опишите портрет.
Наши покупатели это представители среднего класса: предприниматели, работники надежных компаний, госслужащие, военнослужащие и другие категории, имеющие стабильный заработок.
Я знаю, что компания строит дороги в рамках возведения некоторых жилых комплексов. А что по поводу других инфраструктурных объектов?
Строительство дорог и объектов социальной инфраструктуры – это ответственность города. Мы делаем это сами только для удобства покупателей наших квартир, так как знаем, что город не всегда строит такие объекты быстро. В Петербурге существует такая схема: девелопер сначала должен заплатить в городскую казну за землю. Дальше городские власти объявляют конкурс и сами выбирают, кто в этом микрорайоне построит школы и детские сады.
Но получается, что возведение социальных объектов значительно отстает от жилья. Допустим, у нас есть проект «Золотая гавань», который мы сдали пять лет назад. Мы передали городу безвозмездно участок под строительство школы, подвели к нему все коммуникации, чтобы город быстрее построил школу. Но этого до сих пор не произошло. То же самое происходит и в Москве. Нужно, чтобы городские власти развивали инфраструктуру опережающими темпами или хотя бы одновременно с возведением кварталов.
Ваша компания также строит жилье в Московском регионе. Почему именно там?
Это стратегия развития компании на ближайшие шесть лет. Для ее реализации мы приобретаем права на участки в столице и Подмосковье. Перед тем, как планировать стратегию развития, мы провели анализ рынков недвижимости примерно в 200 российских городах. В итоге остановились на том, что пока будем развиваться в Санкт-Петербурге и Московском регионе – эти две территории являются наиболее выгодными для строительства жилья. Доходы населения в данных регионах позволяют прогнозировать активный спрос на жилье.
Какой рынок более привлекательный – Петербургский или Московский? Где проще работается?
За последние 15 лет система строительного бизнеса в Санкт-Петербурге была создана, отлажена и хорошо работает. Есть генеральный план, есть регламенты, есть правила получения разрешительной документации.
Что касается Москвы, то там, по нашему мнению, система была не настолько выстроенной и четкой. Сейчас мы почувствовали облегчение: стали выстраиваться системы получения разрешительной документации и взаимоотношений с властями. Надеюсь, через два-три года новая система будет нормально работать.
Планируете ли выходить в регионы? Если да, то куда именно?
В ближайшие два-три года выходить в регионы мы не планируем. Тем не менее, в 2013 году мы планируем начать тщательное изучение регионов на предмет расширения бизнеса. Это однозначно будут города-миллионники, но выходить туда мы собираемся не ранее 2014 года.
Как бы Вы в целом охарактеризовали строительную отрасль на данный момент? Что тормозит развитие? А что изменилось в лучшую сторону?
На мой взгляд, развитию отрасли мешает отставание строительства инфраструктуры от темпов возведения жилья. Мы ведь строим целые кварталы, рассчитанные на проживание нескольких тысяч человек. И для их комфорта необходимо наличие развитой транспортной и социальной инфраструктуры.
За счет местных и федерального бюджетов должны возводиться не только инженерная и транспортная инфраструктуры, но и социальные учреждения - школы, детские сады и так далее. У нас в первую очередь уделяют внимание благоустройству того, что уже есть, а не строительству нового. Хотелось бы, чтобы больше финансирования выделялось на эти цели с федеральной стороны, так как средств местного бюджета не всегда достаточно. Своевременное создание инфраструктуры позволит строительству развиваться быстрее.
Второе – сейчас много говорят о «доступном и комфортном жилье». Но часто под «доступным» подразумевается панельное строительство, которое по стандартам качества не всегда соответствует понятию «комфортное». Поэтому необходимо создать условия для приобретения населением именно качественного жилья по доступным ценам. Качество строительства - гарант того, что дом прослужит сотни лет. Например, в Европе жилые дома стоят по 300-400 лет, а у нас 50-60-летние здания уже считаются опасными для проживания. Но ведь мы имеем все возможности для того, чтобы изменить эту ситуацию и строить жилье по европейским стандартам качества.
Еще один вопрос, который необходимо решить, заключается в том, что много лет ресурсоснабжающие организации не могут отменить так называемую «плату за подключение». Ни в одной другой стране мира такое не практикуется – строители жилья не должны оплачивать возведение новых подстанций или очистных сооружений. А выплата взимается именно на эти цели. Считаю, что компании-монополисты должны зарабатывать за счет продажи своего продукта.
И один из самых важных вопросов: хотелось бы, чтобы сроки выдачи разрешительной документации на строительство сократились до 3-4 месяцев. Сейчас же все документы могут рассматриваться в течение 15 -18 месяцев, а это очень длительный срок. А в последнее время выпуск ППТ вообще затормозился - любой чиновник на заседании правительства может задать любой вопрос, и утверждение будет отложено на неопределенное время. Это осложняет работу девелоперов, так как строительство ведется по четкому графику. Ускорение процессов согласования и утверждения могло бы привести к заметному скачку в развитии строительной отрасли и, соответственно, к пополнению городского и федерального бюджета.
Дата публикации 02 апреля 2012