Чуть больше года назад Novostroy-SPb уже расспрашивал Владимира Жуйкова, заместителя гендиректора «Северо-Запад Инвест», о строительстве на намывных территориях целого района «Новый берег». С тех пор проект был представлен на ряде выставок, посвященных архитектуре и экологии, был заключен договор с бюро Nikken Sekkei о создании концепции безбарьерной городской среды. Поэтому редакция портала решила вернуться к этому масштабному проекту.
Зачем заниматься созданием намывных территорий? Разве в Петербурге и области не хватает земли под застройку?
Мнение о том, что в Санкт-Петербурге много свободных пустующих земель, не более чем миф. Свободных территорий для нового строительства в городе нет. Остающиеся незастроенные участки сохраняют либо статус лесных, либо сельскохозяйственных земель. Лесные земли защищены федеральным и региональным законодательством. Сельскохозяйственные земли позиционируются Генеральным планом Санкт-Петербурга в основном как промышленные. На них формируются новые высокотехнологичные производственные комплексы, стратегически важные для экономики города.
Основное внимание Генеральный план Санкт-Петербурга уделяет реконструкции старых промышленных территорий. Возможные к преобразованию участки имеют множество собственников и весьма мелкую нарезку. Под реконструкцию они могут передаваться только избирательно. Целостной крупной площадки для нового градостроительного освоения ни в зоне Обводного канала, ни в Выборгском районе, ни на Петроградской стороне, ни на Васильевском острове сформировать практически невозможно. Преобразуемые в этих районах города участки могут использоваться для сравнительно небольших градостроительных проектов, реализация которых не создаст новой градостроительной ситуации и не позволит стимулировать новую агломерационнукю парадигму развития города на полицентрической основе. Решить транспортные и инженерные проблемы города в условиях выборочной реконструкции староосвоенных промышленных площадок не удается. Перенос зон тяготения населения на новые территории и формирование на этой основе крупных планировочных центров и направлений в рамках развития «лучевой агломерации» — единственно возможное градостроительное решение.
Практически все подходящие для формирования таких центров площадки сегодня или уже застраиваются, или находятся в стадии разработки. Среди них можно назвать «Северную долину», «Юнтолово», «Балтийскую жемчужину», Усть-Славянку. Развиваются близлежащие к городу территории Ленинградской области – Бугры, Мурино, Новоселье. Все эти перечисленные территории находятся в зоне влияния Кольцевой автодороги и могут в дальнейшем стать центрами новых планировочных направлений, выходящих за сегодняшние границы Санкт-Петербурга в Ленинградскую область в виде урбанизированных лучей, где будет концентрироваться экономическая им социальная активность.
В этих условиях частично заболоченный и подверженный нагонным затоплениям участок северного побережья Финского залива и прилегающее к нему мелководье севернее Комплекса защитных сооружений города от наводнений могут стать базой нового крупного градостроительного проекта, основанного на передовых градостроительных технологиях. Эти практически последняя возможная строительная площадка, отнесенная Генеральным планом Санкт-Петербурга к зоне перспективной застройки за 2015 год, территория южной части Сестрорецка – береговых зон Горской, Тарховки и Александровской — может быть использована для эффективного градостроительного освоения. При этом одновременно будет улучшено экологическое состояние побережья, обеспечена его защита от наводнений.
Как «Новый берег» впишется в исторический облик и инфраструктуру Санкт-Петербурга?
Проект «Новый берег» мы рассматриваем как знаковый элемент, характеризующий перспективное развитие Санкт-Петербурга. Территориальные, а в большой степени инфраструктурные резервы центра города практически исчерпаны. Решение задачи размещения новых крупных градостроительных образований в Санкт-Петербурге неизбежно будет связано с ускорением процессов децентрализации социальных и культурных функций города. Формирование крупных градостроительных образований в периферийных зонах становится основным и приоритетным средством решения проблемы перспективного развития Санкт-Петербургской городской агломерации. Сегодня эти темы активно обсуждаются в профессиональном сообществе нашего города. Сегодня архитектурно-градостроительное развитие Петербурга – это развитие его периферии.
Создание высококомфортной городской среды сомасштабной человеку является одной из важнейших задач, стоящих перед градостроителями. Проект призван обеспечить преемственность архитектурных традиций исторического Санкт-Петербурга. «Небесная линия», высокая плотность архитектурной среды, ансамблевость застройки, архитектурные доминанты и артикуляция архитектурного языка, интегрированность акваторий в городскую среду – вот основные признаки, отличающие застройку в городе на Неве. Именно эти принципы должны определять архитектурные характеристики нового пригорода Санкт-Петербурга.
Сколько проектов жилой застройки в Петербурге намечено на намывных территориях? Могли бы Вы перечислить эти проекты?
Вообще история развития Санкт-Петербурга — это история приспособления территории к возможности ее использования. Петербург, начиная с Петра I, всегда был лидером в создании искусственных территорий. Еще в советское время намыт весь юго-запад города, часть Васильевского острова. Относительно недавно создан «Морской фасад», на намывных территориях которого реализуется ряд проектов. В ближайшее время начнутся работы по намыву и строительству ряда объектов на Крестовском острове.
Жилье какого класса будет построено в «Новом береге»?
Особенность проекта в том, что это будет полноценный пригород, и мы предполагаем построить здесь жилье во всех сегментах. Проекты домов будут индивидуальными. Новостройки комфорт-класса появятся в той части «Нового берега», которая непосредственно примыкает к заливу. Коттеджи и таунхаусы не выше двух этажей предполагается построить рядом с Лисьим Носом и Тарховским парком. Элитной недвижимости будет немного, это будут отдельные дома в центральной части намывных территорий. Нет только эконом-класса.
В зоне, где территория примыкает к КАД, мы хотим видеть общественно-деловые здания. Предполагается появление архитектурной доминанты высотой до 70 метров, дополняющей однородную застройку территории.
Но масштабное строительство жилья на искусственных территориях стартует только в 2019-2025 годах. И не исключено, что к этому времени параметры жилой застройки могут быть скорректированы. Например, понятие жилья эконом-класса в Петербурге может серьезно изменится и уже не будет ассоциироваться с панельно-сборными домами.
Все жилье будет обеспечено социальной инфраструктурой. В новом районе появится 18 детских садов, 10 школ, пять спортивных центров. Кроме того, здесь будет построена самая большая в городе яхтенная гавань, где можно будет проводить и международные соревнования. Плюс к этому – парки, набережные и новые городские пляжи в общей сложности пять километров длиной.