Екатерина Антарева, руководитель аналитического центра ФСК «Лидер» в Санкт-Петербурге, рассказала порталу Novostroy-SPb.ru о перспективных для застройки локациях и о различиях между рынками новостроек Москвы и Петербурга.
Екатерина, расскажите, как кризисные явления в экономике отразились на рынке новостроек Петербурга и Ленобласти?
В связи с нестабильной экономической ситуацией это лето было менее активным по количеству сделок - в среднем на 10-15%, чем прошлое. Это данные по рынку в целом. Своей собственной сравнительной статистики по Санкт-Петербургу и Ленобласти у нас пока нет, так как мы начали строительство UP-квартала «Светлановский» и открыли продажи только в марте текущего года. Сравнивать пока не с чем. По своему проекту мы можем сравнить уровень весеннего покупательского спроса с летним. Летом он был несколько ниже – порядка 15%. Если учитывать открытие продаж, сезонность и экономический спад, снижение получилось незначительным, но вполне прогнозируемым. В последние дни, когда рубль вновь начал резко ослабевать, мы ощутили значительный рост сделок - люди торопятся вложить деньги в более надежную «валюту» - недвижимость.
В 2015 году новые проекты выходили или будут выходить на рынок?
Крупные застройщики, которые уверенно себя чувствуют даже в нынешней непростой ситуации, будут продолжать строить и выводить новые проекты. К примеру, наша компания вывела объект на новый для нас рынок – в Санкт-Петербурге. Проект комфорт-класса UP-квартал «Светлановский» стартовал в сложной локации с высокой степенью конкуренции, в непростых рыночных условиях. Однако за счет тщательно продуманной концепции проекта, а также за счет нашей репутации надежного застройщика дефицита спроса мы пока не наблюдаем. Плюс к этому – свои проекты мы возводим на собственные средства – а это дополнительная гарантия того, что объект будет достроен, независимо ключевой ставки ЦБ и ситуации на рынке в целом. Отменить старт вывода нового проекта или заморозить на какое-то время стройку могут застройщики, которые к строительству своих объектов привлекают преимущественно кредитные деньги.
Поэтому, если говорить глобально, то новые проекты как выходили, так и будут выходить. Несмотря на все экономические перипетии, недвижимость – это тот продукт, который будет востребован всегда. Люди будут продолжать приобретать квартиры, как для себя, так и с целью сохранения и приумножения своих сбережений.
В Ленобласти сейчас активно застраивается Всеволожский район. На ваш взгляд, в ближайшие годы произойдет переориентирование – будут ли столь же активно развиваться и другие территории?
Безусловно, это произойдет, но не так скоро, как нам хотелось бы. Всем известно о проблемах строительства в Ленобласти, на плечи застройщиков ложится большое количество обременений, и сейчас развивать новые локации экономически не выгодно. Перспективными в пригороде Санкт-Петербурга являются локации Кудрово и Девяткино. Интересные локации в настоящий момент существуют и в черте города, так, например, большое количество участков готовится на Пулковском и Киевском шоссе, есть неосвоенные земли в Шушарах и вдоль набережных.
В Петербурге какие локации кажутся вам наиболее перспективными для жилой застройки?
Перспективными являются промышленные территории вдоль набережных. Эти участки имеют отличные видовые характеристики, а также хорошую транспортную доступность. Плюс к этому, окружающие территории имеют невысокую плотность застройки.
Когда вы разрабатывали проект ЖК «Светлановский», почему выбрали именно Всеволожский район?
Это динамично развивающийся район. Сегодня в этой локации появляются объекты социальной инфраструктуры, открываются новые места для досуга горожан, а в дальнейшем будут строиться автомобильные дороги и транспортные развязки.
Район станции метро «Девяткино» пока еще в стадии развития, здесь есть проблемы с инфраструктурой. Когда ориентировочно территория станет действительно комфортной для проживания?
Как я уже говорила выше, это динамично развивающийся район. Застройщики, которые там работают, заинтересованы в том, чтобы людям, покупающим у них квартиры, в дальнейшем жить здесь нравилось. Девелоперы активно взаимодействуют с местной администрацией. Совместными усилиями, уверенна, район станции метро «Девяткино» уже скоро станет еще более комфортным для проживания.
Даже если застройщики создадут комфортную среду в своих проектах, район в целом не станет комфортнее, ведь есть еще места общего пользования – дороги, пешеходные зоны, скверы и прочее. Кто должен заниматься развитием территории в данном направлении? Какой вклад могут внести девелоперы?
Этим должны заниматься местная администрация совместно с застройщиками. Сейчас просто построить бетонную коробку недостаточно. Потребности рынка таковы, что кроме квартир будущим жителям в шаговой доступности необходимо иметь полноценную инфраструктуру и благоустроенную территорию. И, надо сказать, девелоперы, которые ответственно относятся к данному вопросу, это делают.
Ваша компания также занимается строительством и в Московском регионе. Чем отличаются эти два рынка?
В Петербурге бОльшим спросом пользуются квартиры малой площади или квартиры-студии. В Москве и Московской области наряду с однокомнатными также активно покупают и «двушки». Если говорить в целом, оба региона динамично развиваются. И в Московской области, и в Ленинградской ведется активное строительство, ежегодно объемы предложения растут. Так, например, в Санкт-Петербурге за последние 10 лет объем предложения увеличился в несколько раз (около 600%). Осваиваются новые локации, девелоперская активность плавно переходит не только в Ленинградскую область, но и в близлежащие районы. Стоимость квартир также увеличивается, за последние 10 лет она выросла почти на 400%. С каждым годом конкуренция все усиливается, и застройщику уже надо не просто построить дом, а возвести его качественно, чтобы проект максимально отвечал потребностям покупателя.
А петербургский покупатель чем отличается от московского? Есть ли какие-то характерные особенности аудитории?
Поскольку мы ведем строительство и в столице, и в Санкт-Петербурге, успели заметить характерные особенности целевой аудитории этих двух рынков. Московские покупатели быстрее принимают решение о покупке. Жители Санкт-Петербурга же подходят к этому вопросу более взвешенно. Они тщательно исследуют рынок, прицениваются, не ленятся ездить и посмотреть ряд объектов. В результате период принятия решения о покупке может составлять около полугода. Для покупателей петербургской недвижимости основным решающим фактором является цена, хотя в последнее время все больше обращают внимание и на эстетические характеристики, например, фасад здания и его наполнение. Для московской аудитории стоимость квадратного метра имеет также важное значение, но наряду с этим фактором на решение о покупке влияет расположение комплекса, его близость к метро, наличие качественной и полноценной инфраструктуры.
Дата публикации 28 августа 2015