• Интервью
  • «Даже на рынке массового жилья покупатели обращают внимание на фасад»
18 ноября 2015

«Даже на рынке массового жилья покупатели обращают внимание на фасад»

Александр Лопатин, заместитель директора департамента продаж ИСГ «ТАЙМС», рассказал порталу Novostroy-SPb.ru об архитектурном облике Санкт-Петербурга и городов Ленобласти, а также о том, как девелоперы стараются выделить свои новостройки на фоне других домов. 

Александр ЛопатинАлександр, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние архитектуры в сфере жилищного строительства Петербурга и Ленобласти? Чем отличаются эти локации в архитектурном плане?

Сейчас строители, возводящие свои дома в городе, стремятся выделиться. Во-первых, есть большой дефицит пятен — неосвоенных площадок для застройки. И вокруг них уже есть сложившаяся архитектурная среда и множество построек вокруг. Среди такой большой массы нужно выделяться, прежде всего, фасадом. Во-вторых, чувство вкуса начинает проявляться все сильнее. Раньше, лет 5 назад, компании не особо задумывались, как бы им органично встроить свой проект в окружение. Не учитывали внешний вид, этажность и состояние прилегающих зданий, перспективы развития района, зеленых насаждений. Сейчас ситуация иная. Большинство компаний идет по тому же пути, что и мы в «ТАЙМС» — стремятся наилучшим образом вписать свои дома в микрорайон, продумывая это на стадии проектирования.

В Ленобласти все несколько проще. Здесь массовый рынок, любое жилье идет на ура. Это удобно для домокомбинатов, которые могут годами делать типовую продукцию под проекты, отличающиеся только цветом фасадов. Однако в последние 3-4 года и здесь стали появляться застройщики, желающие оставить след во времени, заявить о себе именно в области. Они и строят интересные, яркие проекты. Но пока пригороды редко отличаются чем-то оригинальным и заметным.

В массовом сегменте какие тренды наметились? Если ли там место необычным архитектурным решениям?

Да, было место таким решениям до последнего времени. Были очень интересные дома, при взгляде на которые, просто душа радовалась. Причем качество внутренней отделки и материалов полностью соответствовали внешнему виду.

К сожалению, ситуация начала меняться год-полтора назад. В условиях сложной экономики началась массовая оптимизация, упрощение проектов со всеми вытекающими последствиями.  Например, застройщики стали менять остекление на более простое, материал фасада на более дешевый, упрощать инженерную составляющую, отделку входных групп и так далее. Упрощения коснулись и благоустройства. Это тренд массового сегмента последнего года.

Почему застройщики в массовом сегменте все чаще уходят от типовых проектов и стараются сделать свои объекты оригинальными?

Ответ простой — конкуренция. Хочешь не хочешь, но нужно выделяться, отличаться.  Wi-Fi во дворе, малые архитектурные формы и даже фонтаны. Есть, кстати, еще один мотив, больше характерный для тех, кто занимается точечными проектами. Когда для руководства компании самой лучшей личной наградой является благодарность жильцов. Просто искренние слова жителей о том, как все здорово сделано и как тут приятно жить, мотивируют делать мир лучше. 

Каким образом застройщик может сделать более разнообразную архитектуру, но при этом существенно не повышать цену квадратного метра? 

Очень сложно сказать. Не думаю, что это вообще возможно. Тут простая экономика — все стоит денег, в том числе материалы. Внедрять дополнительные архитектурные элементы и делать особенно яркую и стильную отделку влетит в копейку. Если брать  материалы, которые интересны, но недороги за счет своей новизны, то возникает вопрос о надежности. Пока они не проверены, сильно рисковать вряд ли кто-то будет.   

Расскажите на конкретном примере, за счет каких деталей, приемов, элементов удалось сделать архитектурный облик новостройки более оригинальным?

Мы сейчас активно работаем в г. Всеволожск Ленинградской области. У нас там два объекта: дом на ул. Константиновской, 92 и жилой комплекс «Земляничная поляна». Первый проект, в принципе, нестандартный — построен в стиле фахверк. Это знаменитый немецкий стиль с белыми стенами и коричневыми линиями. Еще у этого дома нестандартные большие окна. Это не только эстетика, но и функциональность — экономия на освещении. В подъездах, например, окна тоже очень большие, так что свет заполняет всю лестничную клетку, даже когда начинает смеркаться.

Вокруг здания нет высоток — только коттеджи. Поэтому дом мы проектировали так, чтобы он не торчал посреди низкоэтажной застройки, как бельмо на глазу. Здание 4-этажное, но благодаря мансардам в коньке крыши, окрашенным в коричневый цвет, выглядит как 3-этажное. 

Ну а «Земляничная поляна»  — это просто жемчужина. Такого в округе нет вообще. Жилой комплекс с тремя малоэтажными корпусами, с террасами по 20-30 кв. м. Корпуса разновысотные и стоят полукругом, образуя между собой закрытый двор. Рядом также построены только коттеджи, и это, опять-таки, вносит свои коррективы. Небольшие дома смотрятся на их фоне ярко и органично. Новостройки бы здесь были совершенно не актуальны — они бы просто все испортили. Мы такого себе позволить не могли, ведь наша философия в том и заключается — строить дома-украшения, красивые и естественные в своем окружении.

У «Земляничной поляны» есть интересное решение с остеклением  — оно полукруглое. Верхняя точка находится ближе к фасаду, средняя — дальше, а нижняя — снова ближе. Если посмотреть в сечении, то получается радиус. На таком остеклении очень красиво играет солнце. К тому же, оно здорово сглаживает формы, придает всей постройке плавный облик, размеренность — полностью в духе загородной жизни.

В условиях кризиса оригинальность архитектуры под угрозой? Будут ли девелоперы экономить на этом?

К сожалению, будут. Большинству просто некуда деваться.  Материалы дорожают, застройщики будут оптимизировать расходы. Но я бы не делал из этого трагедии. Это временное явление, ведь кризисы приходят и уходят, а вот стремление к прекрасному у строителей, слава богу, есть и с каждым годом только усиливается.

В портфеле вашей компании есть не только проекты массового сегмента, но и премиум-класса. В дорогих новостройках нет предела фантазии архитектора или там тоже есть границы? Может ли неудачная архитектура «затмить» все достоинства объекта?

Да, у нас два проекта класса выше среднего. Это дом №7 на ул. Калязинская, рядом с метро «Удельная». Он четырехэтажный, в нем всего 36 квартир. И еще один объект на улице Эсперова — «Крестовский палас».

Предел, конечно, есть. Архитекторы в творческом порыве, бывает, забывают про экономику и практичность. Наш подход — стремиться к гармонии. Прежде всего, дом не должен быть китчевым. В недвижимости есть такое понятие — дом-адрес. Если называют «Крестовский палас», то все понимают, о чем идет речь, и сразу представляют здание. Наша задача — строить такие дома, чтобы не приходилось называть адреса, а только названия. И нам это удается. Все знают, что такое «Земляничная поляна», например. Причем, квартиры в таких домах со временем только растут в цене.

Неудачная архитектура как раз и способна затмить все достоинства. Если у дома откровенно плохой фасад — вычурный, мрачный, безликий и т. п., то люди квартиры в таком доме покупать просто не захотят. Есть такое явление, когда продажи на стадии котлована и возведения первых этажей идут лучше, чем когда дом уже стоит в своем финальном обличье. Люди просто покупают жилье по картинке. А когда здание уже готово и видно, что фасад «играет» совсем не так, как на рендере, то продажи словно замирают. 

На ваш взгляд, при разработке архитектурной концепции нужно ли учитывать окружение будущего объекта? Что важнее – «вписать» дом или задать некую тенденцию?

Для нас важнее всего найти баланс между окружением и нашим желанием выделяться. Мы стремимся строить не просто яркие пятна, а самобытные дома, дополняющие то, что вокруг них. Вычурности – категорическое нет. В идеале, нужно делать район лучше, но оставить его таким же, без эпатажа.  Этим и мы и занимаемся.

Для какой категории покупателей необычная архитектура дома – один из главных факторов при выборе новостройки? Для кого это вообще не имеет значения?

Сейчас даже на рынке массового жилья покупатели обращают внимание на фасад. Есть люди, которым просто нужна квартира подешевле, но таких все меньше. Потребители растут над собой, у них развивается вкус, и они все больше тяготеют к красивым, комфортным и продуманным домам. 

Наши покупатели были такими всегда. Им важно, какое у дома остекление, каков угол падения света в окна, кто строится рядом и так далее. Очень много нюансов. Конечно, всем понравиться невозможно. Однако строить удобные, комфортные и красивые дома — задача, с которой мы справляемся, и пока не ошибались. Это очень важно, ведь людей, обращающих внимание на мелочи, все больше и больше.

По вашим прогнозам, что будет дальше с архитектурным обликом Петербурга и городов области?

Если оглянуться назад и сравнить жилье 2000 г. и 2015 г. постройки, то рывок в плане архитектуры сделан колоссальный. В городе появилось много красивых домов, это факт. Думаю, что эстетика и качество и дальше будут задавать тон. Застройщики будут все больше стремиться делать облик города лучше, развиваться в этом направлении сами и этим развивать рынок.

Также всегда будет деление на типовое жилье с идентичными кварталами и инновационное, где во главе угла стоит архитектура, вкус и комфорт. К счастью, в Петербурге есть застройщики, задумывающиеся о том, что они делают. Они повышают качество жилья. Продумывают благоустройство, детские садики, малые архитектурные формы и т.д. От скороспелых новоделов компании будут уходить и все больше думать о том, как будет выглядеть этот дом через 10-15-20 лет. Как я уже говорил выше,  квартиры в таких домах со временем только дорожают.

Кстати, у нас был интересный опыт. В «Крестовском паласе» на ул. Эсперова на крыше есть стеклянная надстройка. Мы решили ничего там не делать, когда сдали дом, то просто передали пространство жильцам. Чтобы они сами решили, что там устроить. Сейчас там зимний сад и зона отдыха. Это пример того, как можно создавать жилые пространства вместе с клиентами — будущими жильцами. Думаю, другие застройщики также будут создавать подобные заделы в своих проектах для развития их людьми, которым предстоит там жить.

 

Читайте также: 

В каком районе Петербурга лучше купить квартиру

Другие материалы про новостройки
Автобусный тур по новостройкам Девяткино: ЖК «Новая Охта», ЖК «Новое Мурино», ЖК «Старая крепость», ЖК «GreenЛандия» и ЖК «Сокол»

В рамках прошедшей 28-30 октября в Экспофоруме Ярмарки Недвижимости было организовано несколько автобусных туров. По заданию редакции Novostroy-spb.ru Тайный покупатель посетил обзорную экскурсию по новостройкам у станции метро...

07 декабря
ЖК «NewПитер» в поселке Новоселье: квартиры комфорт-класса по ПДКП и ДДУ

Год назад Тайный покупатель уже проверял ЖК «NewПитер», который компания «Строительный трест» возводит в поселке Новоселье Ломоносовского района Ленинградской области. Поскольку интерес к этому жилому комплексу не...

18 ноября
ЖК «Новоселье. Городские кварталы»: проект с квартирами-трансформерами и запаздывающей инфраструктурой

Северный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации выделил 499 га своей территории в Ломоносовском районе под строительство 1,5 млн кв. метров жилья в рамках ЖК «Новоселье. Городские...

08 ноября